Мне кажется, я смог наконец-то кратко сформулировать, в чем все-таки состоит разница между первым и вторым.
Разница, на мой взгляд, всего в одном - в наличии цели. То есть искуство остается искусством только до тех пор, пока в нем ОТСУТСТВУЕТ цель. Как только появляется цель, ну хоть какая-то: заработать денег, пропогандировать идею, элементарно понравиться зрителю - все! Моментом все волшебство, вся магия пропадает и искусство тут-же превращается в ремесло.
Это случилось с великим индийским музыкантом Тансеном. Он жил при дворе великого царя Акбара и был несравненен. И однажды Акбар сказал ему: "Я не представляю, чтобы кто-то мог превзойти тебя! Это кажется немыслимым. Ты - последнее слово, вершина творения. Да славен Творец вовеки! Но когда бы я ни подумал об этом, у меня поневоле возникает мысль, что все-же ты был учеником у Мастера, который учил тебя мастерству. И кто знает, может он и превосходит тебя по мастерству? Кто этот Мастер? Он жив еще? Если да, то можно ли его пригласить во дворец?"
Тансен сказал: "Да, он жив. Но как пригласить его во дворец, если он подобен дикому животному - ходит как придется. Он - не человек из общества. Он как ветер или как облака, которые гонит ветер. У него нет ниточек, связывающих его с миром. Это - бездомный скиталец. Но более того - его нельзя попросить спеть или сыграть, невозможно совершенно. Он поет только тогда, когда чувствует. Он танцует только тогда, когда чувствует. Можно лишь подойти к нему, ждать и наблюдать."
Но Акбар был так заинтригован, что пришел в восторг даже от этих слов. "А! Его мастер жив! Ради этого стоит пойти."
Мастер был бродячим факиром. Звали его Харидас. Тансен послал гонцов, чтобы определить его местонахождение. Обнаружили его в хижине на берегу реки Джумны. И Акбар с Тансеном пошли слушать его. Жители местной деревушки сказали, что около трех часов ночи он поет и танцует. Однако весь день силит тихо-тихо, как мышка. И вот среди ночи Акбар и Тансен, подобно ворам, притаились позади хижины, потому что если бы он узнал про них, то не стал бы танцевать и петь.
И вот Харидас стал петь, а затем и танцевать. Акбар был словно загипнотизирован - он не мог произнести ни единого слова, потому-что никакая оценка не могла быть дана тому, что он видел. Акбар только непрерывно плакал. Когда они возвращались домой после песни, он хранил гробовое молчание. Только слезы продолжали катиться из его глаз. Когда он пришел во дворец, то прямо на ступнях сказал Тансену: "Я думал, что никто не может проивзойти тебя; я думал, что ты - что-то удивительное, уникальное, но теперь - прости меня - я должен сказать, что ты и в подметки не годишься своему мастеру! Но почему?"
И Тансен ответил: "Нет ничего проще - я пою и танцую за деньги, престиж, власть, уважение. Моя музыка - это пока еще средство для достижения некоего исхода, результата. Я пою, чтобы что-то получить, а мой мастер поет, потому что что-то получилю И в этом разница. Он поет только тогда, когда что-то имеет внутри, только тогда возникает песня, только тогда. Это как результат. Когда он наполнен Божественным и не может всего вместить в себя - только тогда он поет. Пение его - результат, исход сам по себе. Он празднует!"
(С)Индуистская притча.
_________________ Душераздира-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-ающее зре-е-е-е-е-елище
_________________ Награды:
|