Была у меня на том форуме нежно любимая темка "Ум и образование - знак равенства?" Только мало кто там писал.
Чтобы не быть голословной, обращусь-ка я к словарю.
Так вот, ум дается человеку от природы. Он есть и все. Или его нет (вот тут можно говорить о клинических случаях умственной отсталости). Это то, что еще называют рассудком, интеллектом или разумом. Не имеет никакого отношения к образованию, жизненному опыту, эрудиции, мудрости и т.п.
Цитата:
УМ, 1. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. 2. Такая способность, развитая в высокой степени,, высокое развитие интеллекта. Блестящий у. Отличаться умом. Природный у. Ума палата у кого-н. (очень умен; разг.).
Мудрость, как уже говорили, приходит с годами. Глупый человек, то есть не способный на анализ событий собственной или чужой жизни, никогда не станет мудрым, а так и будет совершать все те же ошибки. Хотя и ум совершенно не гарантирует обретения мудрости на склоне лет.
Цитата:
МУДРОСТЬ, 1. МУДРЫЙ, 1. Обладающий большим умом. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).
А вот эрудиция - это уже побочный продукт образования (и самообразования). Можно быть эрудитом, но совершенно не быть мудрым человеком. В пример приводим всяческих книжных червей и ботаников. Или меня. У меня в башке куча информации, нужной и ненужной. Помогает, конечно, в "Что? Где? Когда?" играть или художественный текст анализировать, но никакого прикладного, жизненного, значения не имеет.
Цитата:
ЭРУДИЦИЯ, книжн. Глубокие познания в какой-н. области. Большая э.
Вот так примерненько.